Семинар в интерактивной форме «Горизонтальный и вертикальный анализ актива и пассива баланса»

20.05.2023

20 мая 2023 года в Воронежском экономико-правовом институте доцентом кафедры экономики и прикладной информатики Ахмедовым А.Э. с обучающимися 3 курса гр. Э-201-1101-бу, Э-201-4101-бу, Э-206-5101-бу экономического факультета было проведено интерактивное занятие в рамках дисциплины «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», направленное на предметное рассмотрение актуальных аспектов экономической сущности комплексного экономического анализа.

Формой проведения занятия является:

 

1) дискуссия по вопросам,  выдвигаемым для рассмотрения:

 

В специализированной экономической литературе встречается мнение о том, что содержание форм бухгалтерской отчетности и степень раскрытия в них информации о финансово-хозяйственной деятельности адекватны степени инвестиционной активности внутри страны и не нуждаются  в существенном дополнении и переработке для целей повышения результативности внешнего финансового анализа. Поэтому определяющим фактором усиления роли бухгалтерской отчетности для целей принятия управленческих решений является не столько методологическое развитие ее показателей, сколько построение действенной системы независимого финансового контроля, реализуемого в процессе аудиторских проверок.

 

2) подготовка докладов в форме презентаций и их обсуждение:

 

  1. Анализ структуры пассива баланса.
  2. Оценка рыночной устойчивости предприятия.
  3. Анализ активов предприятия.
  4. Анализ взаимосвязи актива и пассива баланса.
  5. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
  6. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала.
  7. Оценка деловой активности предприятия.
  8. Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала.
  9. Эффект финансового рычага.
  10. Оценка финансового состояния неплатежеспособных субъектов хозяйствования.

Интерактивная игра проходила по следующему сценарию. Обучающиеся разделились на три  команды.

Каждая команда выбрала капитана и придумала название команды. В результате обсуждения были определены следующие названия команд: «Короли аналитики», «Умы потока» и «Стражи контроля» (команда обучающихся филиала г. Старого Оскола).

Каждая команда подготовила доклад и презентацию по своей теме. По окончании выступления обучающиеся задавали вопросы выступающим.

Капитаны команд выступили с докладами по ранее подготовленным темам:

  1. Анализ активов предприятия.
  2. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
  3. Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала.

Оценивалось: качество презентации, полнота раскрытия темы, полнота ответов на вопросы, качество задаваемых вопросов.

Регламент выступления 5 минут на команду. Время, отведенное на дискуссию по каждому докладу 10 минут.

 

3) решение и обсуждение практических ситуаций:

Каждой команде преподаватель раздал финансовую отчетность организации. Обучающиеся в каждой команде должны провести анализ ликвидности бухгалтерского баланса и показателей платежеспособности, провести прогнозный анализ банкротства предприятия с использованием отечественных и зарубежных методик, определить пути восстановления платежеспособности. Решение должно быть представлено в наглядном виде (таблицы, графики), сопровождаться подробными комментариями об этапах анализа. По результатам анализа должны быть сделаны выводы, даны рекомендации. Результаты анализа выносятся на обсуждение обучающимися группы.

В конце занятия преподаватель подвёл результаты и определил команду-победителя. Качество проведенного анализа оценивалось по следующим критериям: правильность расчетов, наглядность и полнота представления, глубина выводов.

Рефери выступал Ахмедов Ахмед Эдуардович, который подсчитывал баллы по выполненным заданиям. В результате – выиграла команда «Умы потока», набравшая наибольшее количество очков.

Цель мероприятия заключалась в отработке навыков проведения анализа по данным финансовой отчетности организации в рамках дисциплины «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», где главной целью является не только проведение расчетов экономических показателей, но, прежде всего, умение делать правильные выводы для дальнейшего принятия обоснованных управленческих решений. Обсуждение процесса решения задач способствовало развитию умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов. Интерактивное занятие было направлено на воспитание устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и положительное отношение к знаниям, коллективной творческой деятельности.

Надо отметить, что обучающимися под руководством преподавателя кафедры Ахмедова Ахмеда Эдуардовича были подготовлены видеопрезентации докладов.

Как итог, можно резюмировать повышение интереса к образовательному процессу и раскрытию творческого и научного потенциала обучающихся.